Конхотомия

1 сутки
КТ, УЗДГ вен нижних конечностей, ЭКГ, рентген, анализы
1 месяц

Гипертрофия носовых раковин характеризуется оттёком слизистой оболочки, который затрудняет естественное носовое дыхание, а также увеличивает риск инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Если консервативная терапия оказывается неэффективной, врач назначает конхотомию – операцию по уменьшению объёма слизистой оболочки.

Конхотомия бывает:

• Частичная. При таком методе хирург удаляет только те участки носовой раковины, которые подвержены полипозным или фиброзным деформациям. Остальные ткани остаются нетронутыми.
  • Полная. В сложных случаях требуется полностью убрать участки развития воспалений: слизистую оболочку средней и нижней носовых раковин и, при необходимости костную ткань.

Основная задача конхотомии – увеличить носовые проходы и наладить естественную регуляцию вдыхаемого воздуха. После операции нормальное носовое дыхание восстанавливается уже через 1–2 недели. Как правило, для достижения результата достаточно одного вмешательства, а рецидивы происходят крайне редко.

Показания к конхотомии
  • Воспаления пазух носа;
  • Суженные или неразвитые носовые ходы;
  • Хронические риниты и синуситы;
  • Заложенность или хроническая обструкция носа;
  • Полное или частичное отсутствие носового дыхания;
  • Гипертрофия слизистой оболочки носовых раковин;
  • Дыхание только через рот, храп.
Почему необходима конхотомия?

Внутри носовых раковин находится слизистая оболочка, она состоит из небольших полостей, наполненных кровью. Именно эти полости регулируют температуру и объем вдыхаемого воздуха. Если по каким-то причинам происходит сбой в циркуляции крови, нижние носовые раковины воспаляются и увеличиваются в размерах, затрудняя циркуляцию воздуха между придаточными пазухами и полостью носа.

Оттёк слизистой создаёт условия для роста вторичной бактериальной флоры и провоцирует развитие очага инфекции. В результате патогенная флора может попасть в другие органы, в том числе в головной мозг, почки или сердце, и вызвать осложнения в любой системе организма. Помимо прочего, недостаточное носовое дыхание вызывает дефицит кислорода в организме, что приводит к хроническим недомоганиям, вялости и головным болям.

Причины гипертрофии слизистой оболочки:

• Врожденные патологии строения носа и индивидуальные анатомические особенности организма;
  • Длительное нахождение в неблагоприятных условиях, например в запыленном или холодном помещении;
  • Злоупотребление медицинскими препаратами и бесконтрольный приём деконгестантов;
  • Заболевания верхних дыхательных путей, в том числе риносинуситы бактериальной этиологии;
  • Хронические воспаления пазух носа;
  • Аллергические реакции.

При зарождающихся очагах воспалений врач может назначить лечение консервативными методами – медицинскими препаратами или с помощью физиотерапии. Если противовоспалительные и сосудосуживающие препараты не оказывают необходимого эффекта, назначается операция.

Ринопластика-1
1 of 5
Ринопластика-2
2 of 5
Ринопластика-3
3 of 5
Идеальная форма носа / Часть 1
4 of 5
Идеальная форма носа / Часть 2
5 of 5

Подробнее об операции

Подготовка к операции

Как правило, пациенту отправляется на конхотомию по назначению ЛОР-врача. На личной консультации врач соберёт анамнез, проведёт осмотр носовой полости с помощью эндоскопа и расскажет об особенностях операции. Чтобы исключить возможные противопоказания, перед операцией необходимо пройти лабораторное обследование.

Что входит в обследование?

• Биохимический и клинический анализ крови;
  • Общий анализ мочи;
  • Коагулограмма;
  • Тест на инфекции: ВИЧ, вирусные гепатиты, сифилис и т. Д.;
  • Рентгенография или КТ пазух носа.

Чтобы облегчить заживление послеоперационных ран, за 2 недели до вмешательства следует прекратить прием лекарственных препаратов, которые влияют на свертываемость крови. Если проведение конхотомии планируется под общим наркозом, то за 12 часов до операции не стоит принимать пищу. На личной консультации хирург даст вам более подробные рекомендации.

Как проходит операция?
  • Подготовка. Анестезиолог вводит пациента в наркоз и наблюдает за его состоянием в течение всей операции, и до момента пробуждения. Вид и количество препаратов определяется заранее на личной консультации по результатам обследования.
  • Удаление. Во время операции пациент лежит на операционном столе слегка запрокинув голову. Хирург проводит резекцию, удаляя поражённые участки носовых раковин.
  • Завершение. После операции в нос пациента вставляются силиконовые пластинки, которые препятствуют кровотечению и оттеку. Их удаляют через 1 сутки во время послеоперационного осмотра.

Вся операция занимает от 30 до 60 минут, после чего пациента переводят стационар под наблюдение. На следующий день после конхотомии врач проводит послеоперационный осмотр, даёт рекомендации по восстановлению и выписывает пациента домой.

Как проходит послеоперационный период?

Восстановление после конхотомии, как правило, проходит без болевых ощущений и воспалений. Первые 3–5 дней пациент не сможет дышать через нос, затруднения в дыхании могут наблюдаться до 2 недель после операции. Полное восстановление происходит в среднем через 3 недели после конхотомии. Период реабилитации во многом зависит от особенностей организма и выполнения рекомендаций врача.

Что делать после операции?

• Первую неделю отказаться от алкоголя и курения;
  • Не есть слишком горячую или острую пищу;
  • Пить больше воды;
  • Первый месяц избегать физических нагрузок до полного восстановления;
  • При необходимости следует применять сосудосуживающие препараты, прописанные врачом;
  • Первый месяц не рекомендуется посещать баню, сауну и бассейн.

После конхотомии, в течении 2 недель необходимо ежедневно промывать нос специальным раствором. Если в процессе восстановления у вас возникнут болевые ощущения, обратитесь в клинику, врач выпишет вам обезболивающие препараты. При тщательном выполнении всех рекомендаций специалиста риск возникновения осложнений практически отсутствует.